Мария (maryblond) wrote in naslednik_mag,
Мария
maryblond
naslednik_mag

Categories:

КИНОРЕЦЕНЗИЯ | "Кровавая графиня Батори"


 
«Кровавая графиня Батори»
{Разогрев перед "ЦАРЬ"}

Автор vpichugin

Когда-то о чехословацком кино говорили все – ну кто не знал чешскую новую волну – Форман, Хитилова, Немец, Мельцер. Именно, благодаря кино Чехословакия считалась самой передовой страной из социалистического лагеря. Теперь уже нет и социалистического лагеря, и Чехословакии, и с кино в Чехии и Словакии большие проблемы.

И вот решили бывшие «однополчане» чехи и словаки напомнить о себе. А чем о себе напомнить? Сняли фильм, конечно. Фильм не простой, а исторический. Бюджет – 20 миллионов евро. Для Голливуда – слабовато, но для Европы – более чем.

Историю выбрали не какую-нибудь чехо-словацкую, а общеевропейскую – о самом кровавом серийном убийце в мировой истории (так гласит книга рекордов Гинесса) Елизавете Батори, венгерке по происхождению (которая тем не менее проживала в Словакии, входившей в 16 веке в состав Венгрии). Режиссёром проекта стал словак Юрай Якубиско, единственный словак из славной когорты режиссёров чехословацкого новой волны.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кино – это наше всё. Это и социология, и политология, и, конечно, новая история. Создатели фильма ни много ни мало захотели переписать историю. Что такое переписать историю по-европейски?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------



Кино – это наше всё. Это и социология, и политология, и, конечно, новая история. Создатели фильма ни много ни мало захотели переписать историю. Что такое переписать историю по-европейски? Это значит совершить очередной «наезд» на католиков, у которых была «инквизиция» и прочие «мерзости». «Страшные католики» - всегда мучили, по мнению современных европейских либералов, невинных людей. Вот такой невинной жертвой предстаёт в фильме Елизавета Батори. Как же она укокошила 650 человек (причём её случай наиболее задокументирован)? Ответ прост – оклеветали. Причём, случай с Батори настолько классический, что в европейских триллерах она появляется с завидной частотой. Именно поэтому создатели рассчитывали сорвать дополнительные аплодисменты – дескать продвинутые западные либералы так и не смогли рассмотреть невинную жертву – Елизавету Батори, а настрадавшиеся от ужасов социализма чехи и словаки смогли.

Краткая биография.

Родители Елизаветы Батори - Дьёрдь Батори и Анна Батори (сестра будущего короля Польши Стефана Батория и внучка Иштвана IV), происходящие из двух ветвей той же самой семьи — Батори. Елизавета провела своё детство в замке Эчед. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надажди и переселилась в его замок уШарвара. В 1575 Елизавета вышла замуж за Ференца Надажди (смотрителя императорских конюшен и венгерского генерала) во Вранове. В 1578 году её муж был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. За его маниакальную жестокость по отношению к пленным, турки прозвали его «Чёрный бей». В качестве свадебного подарка Надажди подарил Елизавете Чахтицкий замокв словацкихМалых Карпатах, который в то время был имуществом императора.
В 1602 Надажди выкупил замок у Рудольфа II. Надажди всё время проводил в боевых походах, таким образом, Елизавета взяла на себя обязанности по управлению хозяйством. У супругов было 5 детей: Анна, Екатерина, Миклош, Урсула и Павел. Вскоре после приобретения замка, в 1604<, Ференц умер, и Елизавета осталась вдовой.
Точное время, когда Елизавета начала убивать девушек, неизвестно, произошло это между 1585 и 1610 гг. Вероятно, что муж и родственники знали об этом и старались её в этом ограничивать. Большинство жертв были местными крестьянками. В 1610 слухи об убийствах начали доходить до двора, и император Матиуш поручил палатину Дьёрдю Турзо расследовать дело. 29 декабря 1610 Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок и застиг Елизавету Батори с подручными, пытающими очередных жертв. Несмотря на доказательства, и даже на то, что ее заперли в её же замке на некоторое время, якобы для ее же безопасности, пока она не предстанет перед судом, Елизавета так никогда и не предстала перед судом — громкое имя семьи Батори (брат Чахтицкой пани, Габор Батори, был правителем Трансильвании) сделало своё дело. Тем не менее, остаток жизни Елизавета провела в заточении в Чахтицком замке. Суд над подручными состоялся 2 января 1611 в Битчанском замке. (Одна из дат похоже ошибочна - получается, что судили подручных раньше, чем Турзо ворвался в замок). Дорота Сентеш, Илона Йо и Катарина Беницка были сожжены, Яну Уйварю была отрублена голова. Согласно дневникам Елизаветы Батори и свидетельству отца-иезуита Ласло Туроши (его поддерживает венгерский исследователь — доктор Золтан Медер), боясь утратить свою молодость и привлекательность, она каждую неделю купалась в ванне, наполненной кровью молодых девственниц[1]. Она убила 650 человек.
Материал из Википедии.


Реальность.



Что же в результате получилось от самого большого проекта чехов и словаков? Вечная слабость этих народов, явленная ими в последние века нашей истории, сказалась в полной мере. Если бы какой-нибудь еврей, мягко говоря недолюбливающий христиан, снимал подобную картину, фильм бы получился гораздо жёстче – врать, так врать – даёшь новый миф, даёшь новую историю. Но врали бы в чётко ограниченных рамках – известных новых исторических персонажей в картине бы не появилось. Дополнительные персонажи, помогающие доказать, что чёрное – это белое, а белое –это чёрное, - пожалуйста. Всё остальное – ни-ни. Все изобразительные средства чётко подчинены главной цели.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
А широкие славянские души, часто не доводящие начатое дело до конца, решили создать нечто уникальное. И в любовники к Елизавете Батори пожаловал Караваджо. Если вспомнить, что в Чехии есть целая партия, которая доказывает что чехи – это никакие не славяне, а славные потомки римлян...
--------------------------------------------------------------------------------------------------------



А широкие славянские души, часто не доводящие начатое дело до конца, решили создать нечто уникальное. И в любовники к Елизавете Батори пожаловал Караваджо. Если вспомнить, что Якубиско называли славянским Феллини, а в Чехии есть целая партия, которая доказывает что чехи – это никакие не славяне, а славные потомки римлян, то подобному «историческому открытию» фильма удивляться не приходится.

А дальше большое спасибо Якубиско – начал снимать серьёзную антикатолическую картину, а потом вспомнил, что изображаемая эпоха-то – совсем рядом с Возрождением, и решил пан Юрай Возрождение показать не только с помощью Караваджо, но добавил в картину ещё двух монахов. Монахи, как только появляются в картине, сразу демонстрируют какое-нибудь достижение этой эпохи. Типа – доморощенные «леонарды да винчи» центральноевропейского разлива. Особенно запоминается момент, когда монахи «рассекают» на роликах «того времени».
Все «монашеские» сцены сделаны мастерски – тонкий юмор, которым всегда славилось чешское кино, здесь высокого качества. Но именно эти сцены никак не стыкуются со всем изначальным пафосом картины – «переписать историю на новый лад» (одних только платьев для Елизаветы Батори пошили 500 штук), сделать очередную «бяку» христианам.
И вот за это стилистическое безобразие – создатели картины решили засунуть в неё всё, что только возможно - им стоит сказать спасибо. Благодаря этому идеологический вред от фильма на порядок ниже, чем мог бы быть.


Все кадры с сайта Кинопоиск.ру

Tags: 2009, КУЛЬТ и Культура, ОНЛАЙН статьи, СМОТРИМ кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments