?

Log in

No account? Create an account

Клуб-журнал "Наследник"

Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
КИНОРЕЦЕНЗИЯ | "Кровавая графиня Батори"
хитро
maryblond wrote in naslednik_mag

 
«Кровавая графиня Батори»
{Разогрев перед "ЦАРЬ"}

Автор vpichugin

Когда-то о чехословацком кино говорили все – ну кто не знал чешскую новую волну – Форман, Хитилова, Немец, Мельцер. Именно, благодаря кино Чехословакия считалась самой передовой страной из социалистического лагеря. Теперь уже нет и социалистического лагеря, и Чехословакии, и с кино в Чехии и Словакии большие проблемы.

И вот решили бывшие «однополчане» чехи и словаки напомнить о себе. А чем о себе напомнить? Сняли фильм, конечно. Фильм не простой, а исторический. Бюджет – 20 миллионов евро. Для Голливуда – слабовато, но для Европы – более чем.

Историю выбрали не какую-нибудь чехо-словацкую, а общеевропейскую – о самом кровавом серийном убийце в мировой истории (так гласит книга рекордов Гинесса) Елизавете Батори, венгерке по происхождению (которая тем не менее проживала в Словакии, входившей в 16 веке в состав Венгрии). Режиссёром проекта стал словак Юрай Якубиско, единственный словак из славной когорты режиссёров чехословацкого новой волны.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кино – это наше всё. Это и социология, и политология, и, конечно, новая история. Создатели фильма ни много ни мало захотели переписать историю. Что такое переписать историю по-европейски?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------



Кино – это наше всё. Это и социология, и политология, и, конечно, новая история. Создатели фильма ни много ни мало захотели переписать историю. Что такое переписать историю по-европейски? Это значит совершить очередной «наезд» на католиков, у которых была «инквизиция» и прочие «мерзости». «Страшные католики» - всегда мучили, по мнению современных европейских либералов, невинных людей. Вот такой невинной жертвой предстаёт в фильме Елизавета Батори. Как же она укокошила 650 человек (причём её случай наиболее задокументирован)? Ответ прост – оклеветали. Причём, случай с Батори настолько классический, что в европейских триллерах она появляется с завидной частотой. Именно поэтому создатели рассчитывали сорвать дополнительные аплодисменты – дескать продвинутые западные либералы так и не смогли рассмотреть невинную жертву – Елизавету Батори, а настрадавшиеся от ужасов социализма чехи и словаки смогли.

Краткая биография.

Родители Елизаветы Батори - Дьёрдь Батори и Анна Батори (сестра будущего короля Польши Стефана Батория и внучка Иштвана IV), происходящие из двух ветвей той же самой семьи — Батори. Елизавета провела своё детство в замке Эчед. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надажди и переселилась в его замок уШарвара. В 1575 Елизавета вышла замуж за Ференца Надажди (смотрителя императорских конюшен и венгерского генерала) во Вранове. В 1578 году её муж был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. За его маниакальную жестокость по отношению к пленным, турки прозвали его «Чёрный бей». В качестве свадебного подарка Надажди подарил Елизавете Чахтицкий замокв словацкихМалых Карпатах, который в то время был имуществом императора.
В 1602 Надажди выкупил замок у Рудольфа II. Надажди всё время проводил в боевых походах, таким образом, Елизавета взяла на себя обязанности по управлению хозяйством. У супругов было 5 детей: Анна, Екатерина, Миклош, Урсула и Павел. Вскоре после приобретения замка, в 1604<, Ференц умер, и Елизавета осталась вдовой.
Точное время, когда Елизавета начала убивать девушек, неизвестно, произошло это между 1585 и 1610 гг. Вероятно, что муж и родственники знали об этом и старались её в этом ограничивать. Большинство жертв были местными крестьянками. В 1610 слухи об убийствах начали доходить до двора, и император Матиуш поручил палатину Дьёрдю Турзо расследовать дело. 29 декабря 1610 Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок и застиг Елизавету Батори с подручными, пытающими очередных жертв. Несмотря на доказательства, и даже на то, что ее заперли в её же замке на некоторое время, якобы для ее же безопасности, пока она не предстанет перед судом, Елизавета так никогда и не предстала перед судом — громкое имя семьи Батори (брат Чахтицкой пани, Габор Батори, был правителем Трансильвании) сделало своё дело. Тем не менее, остаток жизни Елизавета провела в заточении в Чахтицком замке. Суд над подручными состоялся 2 января 1611 в Битчанском замке. (Одна из дат похоже ошибочна - получается, что судили подручных раньше, чем Турзо ворвался в замок). Дорота Сентеш, Илона Йо и Катарина Беницка были сожжены, Яну Уйварю была отрублена голова. Согласно дневникам Елизаветы Батори и свидетельству отца-иезуита Ласло Туроши (его поддерживает венгерский исследователь — доктор Золтан Медер), боясь утратить свою молодость и привлекательность, она каждую неделю купалась в ванне, наполненной кровью молодых девственниц[1]. Она убила 650 человек.
Материал из Википедии.


Реальность.



Что же в результате получилось от самого большого проекта чехов и словаков? Вечная слабость этих народов, явленная ими в последние века нашей истории, сказалась в полной мере. Если бы какой-нибудь еврей, мягко говоря недолюбливающий христиан, снимал подобную картину, фильм бы получился гораздо жёстче – врать, так врать – даёшь новый миф, даёшь новую историю. Но врали бы в чётко ограниченных рамках – известных новых исторических персонажей в картине бы не появилось. Дополнительные персонажи, помогающие доказать, что чёрное – это белое, а белое –это чёрное, - пожалуйста. Всё остальное – ни-ни. Все изобразительные средства чётко подчинены главной цели.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
А широкие славянские души, часто не доводящие начатое дело до конца, решили создать нечто уникальное. И в любовники к Елизавете Батори пожаловал Караваджо. Если вспомнить, что в Чехии есть целая партия, которая доказывает что чехи – это никакие не славяне, а славные потомки римлян...
--------------------------------------------------------------------------------------------------------



А широкие славянские души, часто не доводящие начатое дело до конца, решили создать нечто уникальное. И в любовники к Елизавете Батори пожаловал Караваджо. Если вспомнить, что Якубиско называли славянским Феллини, а в Чехии есть целая партия, которая доказывает что чехи – это никакие не славяне, а славные потомки римлян, то подобному «историческому открытию» фильма удивляться не приходится.

А дальше большое спасибо Якубиско – начал снимать серьёзную антикатолическую картину, а потом вспомнил, что изображаемая эпоха-то – совсем рядом с Возрождением, и решил пан Юрай Возрождение показать не только с помощью Караваджо, но добавил в картину ещё двух монахов. Монахи, как только появляются в картине, сразу демонстрируют какое-нибудь достижение этой эпохи. Типа – доморощенные «леонарды да винчи» центральноевропейского разлива. Особенно запоминается момент, когда монахи «рассекают» на роликах «того времени».
Все «монашеские» сцены сделаны мастерски – тонкий юмор, которым всегда славилось чешское кино, здесь высокого качества. Но именно эти сцены никак не стыкуются со всем изначальным пафосом картины – «переписать историю на новый лад» (одних только платьев для Елизаветы Батори пошили 500 штук), сделать очередную «бяку» христианам.
И вот за это стилистическое безобразие – создатели картины решили засунуть в неё всё, что только возможно - им стоит сказать спасибо. Благодаря этому идеологический вред от фильма на порядок ниже, чем мог бы быть.


Все кадры с сайта Кинопоиск.ру



  • 1
Хо-хо! Вы оперируете категориями типа "идеологический вред" по отношению к современному кинематографу... И некую геополитическую "неславянскую" партию в Чехии сюда же приписали... Не удивительно после этого, что кинорецензия напоминает, скорее, заключение в стиле советского худсовета. Давно заметил, что у многих людей в разной степени православное\христианское - лишь замещение понятия "советское". То есть такой флажок "всесильной потому что верной" даже не религии - идеологии - под который удобно, как в старые добрые времена, поливать "загнивающий Запад" и грезить об этническом славянском триумфе, которому мешают разнообразные коварные идеологические враги.
Не хочу, конечно, сказать, что здесь всё так, но некоторые черты, несомненно, присутствуют.

к сожалению, многие картины современного кинематографа - это идеологические агитки, к искусству как бы нам этого не хотелось, их отнести никак нельзя...и если создатели этих картин пытаются промыть нам мозги и внедрить нечто - всегда хочется знать, что именно (кровавая графиня - это именно такая картина, "если ты собрался переписать историю" - интересно покапаться "к чему бы это" - и здесь "тараканы" чехов и словаков настолько очевидны - "тяжёлое наследство социализма", что не написать об этом просто невозможно
и ещё одно важное дополнение, поскольку я не сам публиковал этот текст, то выпал важнейший подзаголовок названия - "разогрев" перед "Царём". К 4 ноября наши власти потчуют нас в последние три года патриотическими картинами. Вокруг "Царя" уже разыгрались именно идеологические схватки, поэтому и "разогрев"- "графиня Батори" - именно "идеологический"

п.с. Простите, по недоразумению убрала важную, как выяснилось, фразу из заголовка:

РАЗОГРЕВ ПЕРЕД "ЦАРЬ".

Теперь, надеюсь, что-то будет понятнее :)

(Анонимно)
Простите, а кто такой Мельцер? Иржи Менцеля знаю, действительно, чех, даже режиссер, автор, например, великолепного фильма "Я обслуживал английского короля".Есть Генрих Мельцер, польский музыкант, а еще нашла даже русского архитектора Роберта-Фридриха Мельцера, но уверяю вас, ни тот, ни тем более другой к новой чешской волне не имеют никакого отношения. Складывается странное впечатление, что все врут - и Аменабар, и Якубиско, вот только автор статьи говорит правду(как можно заметить по поводу Мельцера-Менцеля и даже он не всегда говорит только правду). Но мой убогий киноведческий ум разглядел в этой картине не столько враки по поводу католической церкви и любовника Караваджо сколько очень простое желание режиссера убрать все кровавые мифы, связанные с жизнью графини, показать как это было на самом деле(то, что дало почву для этих мифов) и сделать легендарную личность очень обычной и очень несчастной женщиной, по-моему, фильм не столько об истории, сколько о сильной женщине, которую мифологизировала эта история. Простите, если я тоже вру.

  • 1